Перспективы развития рынка франчайзинга в Казахстане


Существует устойчивое мнение о том, что франчайзинговый бизнес во всем мире ждет большое будущее. Данное утверждение подтверждается его кризисоустойчивостью. Именно франчайзинговый бизнес легче всего пережил последний финансовый кризис. Например, Россия стала одним из мировых лидеров по темпам роста франчайзинговых сетей в этот нелегкий для других стран период.

Что же это такое? Франшиза – это вид предпринимательства, основным принципом которого является передача права пользования брендом, то есть именем компании. Приобретая франшизу, предприниматель начинает бизнес, под известным раскрученным именем, с помощью отработанных технологий, которые создавались годами с использованием больших средств. Франшизу не зря называют школой  роста экономического мышления бизнесмена. Итак, перед тем, как исследовать механизм франшизы, определимся с понятиями договора франчайзинга. Франчайзинг – это система сотрудничества, отношений между франчайзером (тем, кто продает франшизу) и франчайзи (кто покупает франшизу). Уточним, что франчайзер – это Компания, которое имеет лицензию, патент на торговую марку, бренд, имеет свою производственную систему и разработанную стратегию развития. Франчайзи – это фирма, индивидуальный предприниматель, частное лицо, приобретающие у франчайзера право использовать на определенной территории, в определенном объеме, на определенное время торговую марку и производственную систему.

Первоначальный взнос – это сумма, которую франчайзи должен заплатить франчайзеру за право использования бренд, она платится один раз, в начале работы. При этом следует учесть, что в случае досрочного расторжения договора по инициативе Франчайзера, не предусмотренное рамками концессионного соглашения, первоначальный взнос возвращается в полном объеме франчайзи.

Роялти – ежемесячный (а иногда и еженедельный) взнос, который платит франчайзи.

За эти деньги, повторим – совершенно разные по сумме для разных компаний, франчайзи приобретает пользоваться частью интеллектуальной собственности франчайзера, торговой маркой, технологией производства, технологией продажи, стандартами обслуживания, рекламными и маркетинговыми концепциями.

Франчайзер (владелец успешного бренда) выставляет все свои условия на рынок, находятся желающие, которые на них соглашаются. Затем франчайзи (покупатель франшизы) делает первоначальный взнос. Это является гарантией, что он будет и дальше работать в этом направлении, будет добиваться успеха под руководством франчайзера, который теперь уверен, что он не просто  тратит время. Затем франчайзер предоставляет франчайзи все свои технологии, производственные принципы, бизнес-план, плановые цифры, маркетинговые разработки, контакты поставщиков и условия работы с ними, стандартизированные требования к конечному продукту или услуге. Многие присылают в регионы своих специалистов, чтобы оформить офис, обучить будущих сотрудников, сделать выкладку на полках, настроить программное обеспечение и многое другое. Далее, франчайзер внимательно следит за ходом развития своего младшего брата. Если что-то вдруг начинает идти не так, то оперативно оказывается помощь, корректируются действия.    

И вот именно за это платится роялти. Каждая компания-франчайзер может убрать некоторые пункты из договора, а может и добавить свои дополнительные преимущества для франчайзи.

 Размер роялти – очень важный момент для каждой компании. Его размер  и порядок оплаты устанавливается  франчайзинговым соглашением.  К примеру, «1С» не берет вообще никаких ежемесячных платежей, а «Гриль  Про Мастер», сеть ресторанов, устанавливает для каждой компании платеж индивидуально. «Парабеллум» берет немалые деньги в качестве роялти, поэтому в маленьких городах его нет.

ПРЕИМУЩЕСТВА   ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗЕРА (Владельца Бренда):

1)      Возможность, не разрушая, созданный  упорным трудом бренд, позволить ему развиваться. Переформатируя его посредством перепродажи идеи (коммерческая концессия)  в сеть, с возможностью продвигать и развивать имеющуюся торговую марку на новых рынках сбыта — готовой продукции и услуг Вашего сегмента с минимизацией собственных финансовых затрат и трудовых ресурсов.

2)      Приближение франчайзера к потребителю путем расширения/создания узнаваемой сети в регионах.

3)      Повышенное чувство ответственности участников сети (бренд, сервис, качество, сроки).

4)      Снижение риска – так как собственный капитал франчайзера участвует в расширении бизнеса в минимальной степени.

5)      Освобождение от необходимости оперативного управления всеми местными точками.

6)      Получение дополнительных доходов за счет выплат от франчайзи (покупателя франшизы).

На сегодняшний день количество франшизных предприятий в мире превышает 800 000. Успешно работают франшизы магазинов одежды и обуви, ресторанов, туристических услуг, салонов красоты, фитнес-клубов. Активно развивается  производственный сектор. Этот список растет с каждым днем.

При работе по разработке франшизы, необходимо будет изучить бизнес-модель (производственный процесс, кадровую политику, систему продаж, финансовые документы, интеллектуальную собственность и пр.) Вашего предприятия с общей целью подготовить качественный продукт — франшизу.

При сборе для IP Due Diligence должна быть соблюдена полная конфиденциальность и недоступность использования итоговых полученных данных третьими лицами.

 Процесс разработки франшизы, как правило, состоит из следующих стадий:

1) проведение анализа IP Due Diligence  (при необходимости, включая выезд специалистов непосредственно к Заказчику);

2) разработка последовательных рекомендаций по подготовке пакетных предложений для франчайзи;

3) составление необходимых юридических документов.

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что рынок франчайзинга в Казахстане имеет большую перспективу и интересен для бизнеса, поскольку высококачественный  франчайзинговый продукт – Франшизу, можно будет дорого продать, можно будет получать  доход от покупателя франшизы, в виде предварительного взноса и роялти, можно будет в рамках единого успешного бренда создать франчайзинговую сеть, при наличии которой Франчайзер (Продавец франшизы) будет получать стабильный доход  от каждого покупателя франшизы в рамках сети, вследствие чего франшиза является несомненной альтернативой капиталоемким видам бизнеса.

Директор ТОО «Интеллект Партнерс»

Владислав Надточий